Трудовой подвиг «Раската»

Весь Рыбинск совершал трудовой подвиг, участвуя в производстве и отправке на фронт военной продукции.

Среди них — и рыбинский «Завод Дорожных Машин», будущий «Раскат».

Под номером 765 он стал выпускать оборонную продукцию: артиллерийские снаряды, мины и фугасные авиабомбы в 500 кг.

В начале у «Завода Дорожных Машин» возникали вполне объяснимые трудности. На фронт ушли 400 квалифицированных рабочих, их заменили женщины и подростки, порой их рабочий день достигал 20 часов. На прежних станках и дореволюционных площадях неопытным специалистам пришлось создавать военную продукцию – много, быстро и качественно. Частые налеты вражеской авиации держали людей в постоянном напряжении.
В цехе страшный холод, до металла нельзя дотронуться — руки прихватывает. Посреди цеха горят мангалы. Рабочие изредка отрываются от дела, на 1-2 минуты подбегают к мангалу и потирают озябшие руки, легонько притопывают, чтобы хоть как-то согреть закоченевшие ноги. О еще думы о еде. Каждый постоянно ощущал голод, а старался как можно меньше говорить об этом.
Вот, что рассказывает об этом Н.К.Романова: «Мой муж ушел на фронт на третий день войны. Я осталась с тремя ребятишками мал-мала и меньше. Старшему не было и 8 лет. Работала контролером на сборке. Физически работа не тяжелая, а руки не слушались, не было в них сил. Перекусишь кое-как в заводской столовой и смотришь еще от скудного обеда как бы для детишек что-нибудь сберечь. Знаю, что полуголодные ждут моего возвращения, станут в сумку заглядывать- чего мама принесла. А что я могла принести?
Поблизости уже нельзя было найти ни крапивы, ни лебеды.
Еще хуже зимой. К голоду прибавились страшная стужа в доме. Дров купить было не на что, перебивались кое как.»

Катковый цех, 1937 г.                                           Активисты Раската в цехе у катков.

Да еще и с материалами была беда – сырья для снарядов поступало мало. В августе 1942 года в литейном цехе сложилось безвыходное положение. На срочный заказ для фронта не хватало стали. Директор завода Дворядкин решил варить сталь прямо на заводе. За четыре дня отставание ликвидировали.
Однако варка стали не была специализацией «Завода Дорожных Машин». Не дотягивало до идеала качество материала, а значит, и конечного продукта. Об этом, критикуя завод в печати, говорили сами сотрудники «Раската».
Долго завод не справлялся с госзаказом и был одним из отстающих предприятий города. Отсутствие потока в производстве, малой механизации, большой брак в чугунном и стальном литье – это приводило к затратам материалов, мешало работать по графику, срывало выполнение программы.

Корчеватель-собиратель, выпущенный «Раскатом» сразу после войны

Мы организовали при литейке конструкторское бюро. Инженеры поставили изготовление ведущего изделия на поток. Это сократило цикл производства и высвободило 53 рабочих. Для разлива металла мы стали применять закрытые ковши, так сохранялась его температура. Это позволило в два раза снизить брак.

В. А. Нецветаев, сталевар, довоенный 1935 г.

Улучшения пошли заводу на пользу: вырос уровень производства, в конце 1944 года предприятие два месяца удерживало переходящее Знамя передовиков. Рабочие завода сами изменяли технологию производства, в 1944 году сотрудники внесли 64 рацпредложения, 26 из них дали экономию в 1,5 млн рублей.
В мирное время предприятие несколько месяцев готовилось массово выпускать новую продукцию. Но теперь время не ждет. Инженеры и рабочие решили эту сложную задачу за 10 дней. Люди буквально не уходили из цеха, спешно разрабатывали новый техпроцесс, оснащали цех инструментами.
Трудности преодолевали вагранщики Колесников, Иванов, Захаров и Самарин: они оборудовали обжигательный агрегат, работы приходилось вести внутри агрегата при горении и жаре. Культурную обстановку в работе создали стахановцы литейки, очистив территорию корпуса от завалов шлака».
Как вспоминают ветераны, коллективы работали с полной самоотдачей, а главной мотивацией был лозунг: «Все для фронта! Все для Победы!». Хотя это было ой как не просто.
Все военные годы «Завод Дорожных Машин» не прекращал выпускать дорожную технику и создал 93 катка. Уже после войны они работали на строительстве Комсомольска-на-Амуре, канала Волга-Москва, Кузнецкого металлургического комбината. Страна восстанавливала рыбинскими катками разрушенные дороги, приводила себя в порядок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: